Оптимизация налогов в HoReCa

Статья
08 августа 2023

Сектор HoReCa чрезвычайно подвержен налоговым проверкам. Частые запросы налоговой службы обычно касаются раздела бизнеса и выплаты неофициальной заработной платы. В этой статье мы рассмотрим шансы и потенциальные опасности, связанные с оптимизацией гостинично-ресторанного бизнеса.

Оптимизация налогов для HoReCa (гостинично-ресторанный бизнес) предполагает сохранение потенциала для внедрения упрощенной системы налогообложения. Это предполагает включение ИП в группу фирм, в том числе и в части кассовых операций. Невозможность получения алкогольной лицензии в качестве физического лица может привести к созданию таких структур, как совмещение ООО и ИП в рамках одной торговой точки с разделением по принципу «алкоголь — от ООО, продукты питания — от ИП». Подобная конструкция имеет изъяны, которые, скорее всего, будут выявлены в ходе проверки.

Варианты налоговой оптимизации

Рассмотрим модели, в которых возможна налоговая оптимизация для заведений индустрии общепита.

1. Применение ОСН и налоговых льгот: для общепита — пп. 38 п.3 ст.149 НК РФ (освобождение от НДС), для гостиниц – пп. 19 п. 1 ст. 164 НК РФ (НДС 0%).

2. В 2023 году, если совокупный доход всех участников бизнес-группы не превышает 251,4 млн. рублей, то они смогут воспользоваться специальными налоговыми режимами. Однако важно отметить, что ни один из них не должен использовать ОСН. В противном случае, даже если коллективная выручка находится в пределах нормы, вся выручка, полученная участниками бизнес-группы, будет суммироваться с выручкой плательщика НДС и облагаться НДС по ставке 20/120 (10/110). Кроме того, можно заявить вычеты по НДС (если они применимы), которые позволят уменьшить дополнительные налоги, уплачиваемые признанными несамостоятельными упрощенцами.

3. Выбор специальных режимов, дающих налоговые преимущества. Важно понимать, что сохраняется риск получения дополнительных взысканий от инспектора ФНС за разделение бизнеса. Однако любой работник сферы общественного питания, да и любой другой налогоплательщик, имеет право отказаться от освобождения от уплаты НДС, подав соответствующее заявление (п. 5 ст. 149 НК РФ). Таким образом, в случае доначисления налога по результатам проверки шанс получить освобождение от уплаты НДС сохраняется, поскольку заявление об отказе не подавалось.

4. Реализация специфических налоговых режимов с требованием полной децентрализации системы. Это характеризуется сокрытием взаимосвязей, консолидированного учета, IP-адресов, использования различных торговых марок и т. д., т. е. ни налоговый орган, ни сотрудники, ни третьи лица не должны знать, что у нескольких юридических лиц есть общий собственник. С практической точки зрения этот вариант практически нереализуем, поскольку требует отказа от управляющей (или псевдоуправляющей) компании и дублирования всех операционных задач для каждого участника группы предприятий.

5. Использование конкретных налоговых систем и формирование конгломерата компаний на основе договора бизнес-концессии (франшизы).

 

Преимущества и недостатки каждого варианта очевидны, а есть и малоочевидные нюансы. Рекомендуем учесть ряд моментов, к примеру:

Потенциальные дополнительные сборы и вероятность проведения аудита в связи с разделенными платежами, процессами регистрации, присутствием в Интернете, уровнем конкуренции и любыми признаками разделения.

Оценка практической целесообразности использования ОСНО и соблюдения налоговых льгот.

- Необходимость использования общей торговой марки.

Присутствие доверенных лиц в качестве представителей, руководителей предприятий и индивидуальных предпринимателей и, при необходимости, сокрытие взаимозависимости.

Ограничения как из внутренних, так и из внешних источников, определяющих организацию (кредиты, партнеры и т. д.).

 

Условия для получения льготы

Налоговые льготы могут быть разумным способом структурирования организации предприятий, однако необходимо учитывать, что это, как правило, связано с определенными расходами. В частности, компании, работающие в сфере общественного питания, должны соответствовать ряду критериев, чтобы получить право на освобождение от уплаты налога на добавленную стоимость.

  • Сумма доходов в году, предшествующему году освобождения от НДС, не превысила в совокупности 2 млрд рублей. В настоящее время эта проблема есть у незначительного количества сетевых ресторанов. Но высокий уровень инфляции может стать проблемой и для средних региональных сетей.
  • За календарный год, предшествующий году, в котором применяется освобождение, удельный вес доходов от реализации услуг общественного питания в общей сумме доходов такой организации или ИП составил не менее 70%. То есть, если организация производит и продает полуфабрикаты и одновременно предоставляет услуги общественного питания, доля доходов от льготируемой деятельности может стать меньше 70%.
  • Чтобы получить льготу в 2024 году, в 2023 году среднемесячный размер выплат и иных вознаграждений, начисленных организацией или ИП в пользу физических лиц (по данным отчета РСВ), должен быть не ниже размера среднемесячной начисленной заработной платы в каждом субъекте РФ, в налоговые органы которого представляются указанные расчеты.

Совмещение с ОСНО

Концепция объединения в одном заведении корпорации (продажа алкоголя) и ИП (продукты питания) имеет несомненные существенные проблемы, связанные с деятельностью в одной сфере услуг и, как следствие, наймом практически одинаковых работников. Судебная практика многочисленна и негативна для налогоплательщиков (решение Верховного Суда РФ от 20 июля 2022 г. по делу А12–9135/2021, постановление Восьмого апелляционного арбитражного суда от 6 июля 2021 г. по делу А75–5084/2020, постановление Апелляционного арбитражного суда Вологодской области от 10 марта 2023 г. по делу А13–2400/2022 и т. д.).

Переход на ОСНО — это не только изменение НДС, но и увеличение налогов на прибыль для предприятий и НДФЛ для физических лиц. Степень налоговой нагрузки зависит от таких факторов, как экономические показатели (есть ли прибыль или нет) и место регистрации.

Тем не менее, переход на ОСНО имеет ряд скрытых недостатков: перейти на нее просто, но возврат к упрощенной системе налогообложения требует вдумчивого подхода; средняя заработная плата может оказаться существенно выше ожидаемой и не соответствовать предполагаемой финансовой модели. Так же нельзя сбрасывать со счетов и возможность проведения Росстатом «игр» по завышению средней заработной платы в отрасли.

Если речь идет о сети ресторанов, состоящей из ООО или ИП, то даже в том случае, если разделение одного ресторана не рассматривалось, все равно есть что оценивать. Чем больше заведений, тем больше риск и потенциальные расходы, которые необходимо учитывать. Кроме того, при объединении гостиницы и ресторана в одну организацию может возникнуть интересная ситуация, поскольку в этом случае не удастся воспользоваться льготами по НДС на услуги общественного питания, так как стоимость услуг гостиницы может превышать 30%.

 

Подводя итог

В целом гостинично-ресторанная отрасль имеет большой потенциал для роста, чему завидуют многие строительные и транспортные компании. Тем не менее большинство игроков рынка не готовы к проверкам.

 

Статья
08 августа 2023